Каршеринг стремительно набрал свою популярность, особенно в крупных городах. Это услуга аренды автомобиля, упрощенная электронным договором. Она привлекательна тем, что на оформление уходит минимум времени, поэтому всего за пару минут клиент может выехать из салона на машине. Но все положительные качества каршеринга вмиг превратились в ряд соблазнов и подводных камней. В результате споров по недобросовестному исполнению обязанностей данный вид аренды авто стремительно рвется к лидерству по судебной практике.
Предметом всех споров являются, естественно, деньги. Так или иначе, споры возникают относительно штрафов или причиненного ущерба. Здесь необходимо понимать психологию человека. Упрощенное оформление договора аренды дает повод клиенту думать о степени ответственности формально, а иногда даже легкомысленно. Каршеринговая же компания, наоборот, старается не просто заработать деньги, а перекрыть все свои расходы.
Взаимные претензии, которые предъявляют друг другу клиент и оператор, зачастую исчисляются сотнями тысяч рублей. Иногда в споре участвует третья сторона – страховая компания.
Разрешить подобные споры с минимальными потерями можно только с помощью грамотного адвоката, автоюриста. Но если в штате страховой компании есть должность юриста, то компании и их клиенты вынуждены каждый раз искать защитника. И хорошо, если в подобных делах есть определенный опыт, а телефон адвоката записан в книжке. Но тем, кто впервые попал в неприятную ситуацию, грамотного юриста еще только предстоит найти, а промедление в таких делах может фатально сказаться на итоге.
Причины возникновения споров
Сумма финансовых претензий не берется «с неба». Система штрафов четко прописана в договоре. Такой договор подписывает каждый пользователь при регистрации. То, что текст договора не читается или читается бегло, — фатальная ошибка любого клиента, но факт остается фактом. Подавляющее большинство арендаторов ограничивается всего лишь подтверждением согласия с условиями.
Некоторые пользователи могут даже додуматься до того, что арендодатель тоже формально относится к условиям договора, а посему нарушение последнего останется незамеченным. И в этом заключается основной губительный психологический фактор. Каково же их удивление, когда каршеринговая компания предъявляет штраф в несколько тысяч рублей за курение в салоне или несколько десятков тысяч за передачу управления другому лицу. Сумму штрафа можно снизить, если детально изучить особенности договора.
Споры могут заканчиваться судебными разбирательствами, причем в качестве истца выступает как клиент, так и оператор компании. Каковы бы ни были претензии, финансовые дела ведутся по определенному алгоритму. Они подразделяются на два вида:
- Компания подает в суд на клиента за неуплату штрафа.
- Клиент подает в суд на компанию за необоснованные требования компенсации.
Для защиты интересов важно понимать, при каких обстоятельствах произошло то или иное нарушение условий договора. К примеру, на клиента будет возложена обязанность возмещения ущерба, если он при предварительном осмотре автомобиля не указал на выявленные повреждения. Если же повреждения были обнаружены, то компания предъявит претензии предыдущему клиенту. Он, в свою очередь, сможет избежать ответственности, если докажет свою непричастность или то, что повреждения были нанесены не умышленно.
Гораздо хуже, если судебные дела, связанные с каршерингом, носят уголовный характер. На арендованной машине может быть совершено преступление, машина получена по поддельным документам, авто с каршеринга попало в разбор. В подобных делах цена исчисляется не только деньгами, но и годами лишения свободы. Помощь адвоката не просто рекомендована, а обязательна.
Адвокат со стороны клиента или самой каршеринговой компании привлекается в следующих случаях:
- использование услуги по чужому аккаунту;
- произошло ДТП и необходимо компенсировать причиненный ущерб;
- с клиента взыскивают денежные средства в счет компенсации ущерба, который был нанесен другим водителем;
- установлен факт курения в салоне и подтверждена порча обшивки или сидений;
- из автомобиля, взятого в аренду, пропали вещи, принадлежавшие компании;
- незаконное списание с карты денежных средств за услуги каршеринга, которыми клиент не пользовался;
- клиент оставил автомобиль на закрытой площадке или парковке аэропорта;
- на клиента выписан штраф за нарушения, которые он не совершал;
- экстремальное вождение.
Справедливости ради следует заметить, что не стоит подходить к проблеме споров по каршерингу однобоко. В ряде случаев операторы, пользуясь юридической неграмотностью клиентов, стараются буквально нажиться на последних. С другой стороны, статистика показывает стабильный рост грубых нарушений ПДД со стороны арендаторов автомобилей, которые, садясь за руль в нетрезвом виде, абсолютно уверены, что закон обойдет их стороной.
Досудебное разрешение споров
Время кардинальных способов разрешения конфликтов осталось далеко в прошлом. Сегодня все вопросы решаются исключительно в правовом поле. Это и называется цивилизованным подходом. Высшим мерилом справедливости является суд. Но все тяжбы, временные и финансовые затраты, которыми сопровождается любое судебное разбирательство, невыгодны как клиентам, так и самим каршеринговым компаниям.
Сразу следует заявить, что стратегия взаимодействия с компанией чем-то напоминает общение с банком. То есть, не нужно пытаться скрыться или избежать общения с оператором. Все это лишь осложнит и без того затруднительную ситуацию. Компания может передать право требования. Простыми словами, с должником начнут работать коллекторы. Ни и в качестве логического завершения конфликта интересов выступает суд.
Досудебное разрешение споров если не поможет избежать штрафа, то существенно снизит финансовые затраты. Нельзя на сто процентов быть уверенным в том, что оппонент согласится на такой исход событий. Имеет смысл обратиться к адвокату за помощью в разрешении спора без суда, если:
- клиент уверен в своей правоте;
- клиент считает требования оператора незаконными;
- была предпринята попытка урегулирования вопроса путем переговоров.
Досудебное разрешение споров – это сложная юридическая процедура. Не нужно думать, что адвокат выступает лишь в качестве парламентера и своим красноречием добьется желаемого результата. Чтобы все договоренности имели юридическую силу, необходимо их правильно оформить. После переговоров наступает этап переписки, причем все входящие и исходящие письма хранятся, а достигнутые соглашения фиксируются на бумаге.
Устные соглашения только тогда будут рассматриваться судом, если они утверждались при свидетелях. Отсутствие свидетелей снижает ценность устных договоренностей до нуля. Именно поэтому адвокат не только сможет «договориться» с оппонентом, но и зафиксировать результат юридически грамотно, чтобы при случае иметь вес в суде.
Досудебное решение споров сопровождается перепиской. На выдвинутые предложения оппонент обязан дать письменный ответ. Отсутствие такого ответа тоже считается определенным бонусом. Но статус адвоката позволяет направлять такие запросы и уведомления, игнорирование которых служит прямым нарушением закона.
Судебное разбирательство
Судебная практика споров с каршеринговыми компаниями достаточно разнообразна. Поводов для подачи искового заявления от клиента может быть несколько. Среди них самыми популярными считаются:
- Оператор компании требует оплатить ремонт повреждений, которые были нанесены ранее, чем арендатор начал пользоваться автомобилем.
- Клиент управлял автомобилем, выходя за рамки установленных правил (отключение ESP, дрифт) с целью выхода из аварийной ситуации, за что и получил штраф от компании с трактовкой «попытка порчи оборудования».
- Начисленная компанией неустойка существенно превышает реально причиненный ущерб.
Если клиент заручился поддержкой адвоката по каршерингу, то дело, дошедшее до суда, не только имеет шанс на положительные перспективы. Суд достаточно часто становится на сторону клиентов.
Достаточно вспомнить красочный пример, когда некая гражданка попала в аварию не по своей вине на каршеринговом автомобиле. Ситуация была разрешена при помощи страховой компании, однако гражданке выписали штраф за отсутствие знака аварийной остановки. Последний был в аварии поврежден, поэтому гражданка и обратилась в суд с требованием компенсировать штраф. В ответ на ее заявление компания подала встречный иск, обвинив гражданку в краже знака. Адвокат с легкостью доказал правоту девушки. И подобных случаев очень много.
Специально для тех, кто хочет сэкономить на услугах адвоката, можно заметить, что каршеринговая компания не постесняется потратить средства, чтобы добиться своего любой ценой в рамках закона. И судебных дел против клиентов тоже предостаточно. Банальное нарушение, за которое приходится раскошелиться, — курение в салоне. А ведь это действительно недопустимо, так как:
- Автомобиль не является местом для курения.
- Того требуют условия договора.
- Каршеринговая машина имеет тот же статус, что и общественный транспорт.
Но бывают и нетривиальные дела. Примером может служить штраф за дрифт. Чтобы подготовить себе юридический фундамент, компании в тексте договора расшифровывают понятие «Дрифт». И под это понятие попадает самый обычный занос на дороге. К счастью, адвокат может повлиять на мнение суда. Несмотря на то, что формальная правда остается за компанией, защитник сможет доказать необходимость совершения данного маневра.
На компромисс, как правило, готова идти более слабая в экономическом плане сторона, то есть, клиент. Компания каршеринга избирает выжидательную тактику поведения после предъявления претензий. Но в суд подать может как компания (при отсутствии реакции на требования), так и клиент, не добившийся компромисса.
Современные электронные платежные средства существенно облегчили задачу расчетов, но не избавили от конфликтных ситуаций. Если к аккаунту клиента привязан счет, то списание штрафа произойдет автоматически, и в этом случае именно клиент будет оспаривать санкции в суде. Но если его баланс был близок к нулю, то отстаивать свои права уже придется компании.
По итогу судебного заседания может быть вынесено одно из следующих решений:
- Отмена штрафа или возврат средств, если они уже были взысканы.
- Снижение суммы штрафа до реального размера ущерба.
- Выплата штрафа или компенсации в полной мере.
ДТП в каршеринге
Пожалуй, самая больная тема, связанная с каршерингом, — это ДТП с участием арендатора. Здесь без помощи адвоката просто не обойтись, так как «сражаться» придется с двумя «матерыми» игроками автомобильного бизнеса. Речь идет не только о самой компании, но и о страховщике.
К сожалению, механизм разбирательств еще не отлажен, хотя законодательство и развело интересы всех участников сделки. Но многое уточняется в условиях договора, где и кроются основные подводные камни. Некоторые операторы страхуют свои автомобили, причем нее только по программе ОСАГО, но и КАСКО. В таком случае каршеринг обязательно получит свою компенсацию, а на плечи клиента ляжет относительно небольшое штрафное бремя.
Но ситуация может повернуться так, что особо ненасытные операторы захотят не только компенсировать убытки, но и недополученную прибыль. В результате клиенту придется выплачивать сумму, в несколько раз большую, чем сам автомобиль. Звучит это парадоксально, но печальный опыт уже есть.
Адвокат со стороны клиента поможет растолковать основные положения договора, ведь именно в нем прописано, какую часть убытка компенсирует клиент в случае ДТП. К примеру, многие крупные компании работают по следующей схеме:
- Если клиент не виноват в ДТП, то он не должен ничего компенсировать.
- Если клиент виновен в ДТП, но ущерб не превышает определенной фиксированной суммы, то он его оплачивает полностью.
- Если клиент виновен в ДТП, а ущерб превысил фиксированную сумму, то остаток ущерба выплачивает страховая компания.
Если в отношениях между клиентом и компанией все более или менее понятно, то каршеринговые компании со страховщиками спорят так же часто, как и обычные автовладельцы по вопросам ОСАГО. В таком случае уже автоюрист по каршерингу понадобится самой компании. Причем защищать интересы каршеринга должен человек с достаточном практическим опытом, так как некоторые спорные вопросы выходят за рамки тривиальных положений о страховании.