Мошенничество происходит в любой сфере, даже если она недавно появилось. Каршеринг не стал исключением: аккаунты в мобильных приложениях для каршеринга можно продать и купить. Это нарушает основные правила и договоры, а некоторые случаи могут тянуть на нарушение законов Российской Федерации.
Рассмотрим более подробно, что это такое, как работает и почему не надо продавать и покупать аккаунты.
Поддельные аккаунты каршеринга
В процессе изучения вопросов продажи-покупки аккаунтов я столкнулся с еще более темными делами. Оказывается, что при желании можно купить поддельный аккаунт каршеринговых операторов. И судя по переписке на форумах и запросах в браузере, спрос большой и предложение на него есть. Забегая вперед скажу, что это уже мошенничество и уголовно наказуемое преступление, покупать такие аккаунты и пользоваться ими точно не стоит. Чем именно это грозит — будет понятно ниже.
Начнем с того, что некоторые предложения о продаже аккаунтов — это попытка обмана. Все банально, продавец забирает деньги и просто исчезает. Таких не найти, все такие персонажи соблюдают анонимность. Еще бы, мало того, что их действия — это нарушение правил и законов, так еще и кидают покупателей на деньги. Первый признак такого обмана — это низкая стоимость.
Судя по форумам, средняя стоимость аккаунта популярных каршерингов — 3-4 тысячи рублей. Кидалы просят за аккаунт раза в 2-3 меньше. И оплата обычно идет через кошелек киви. Видимо потому, что отследить владельца такого кошелька сложнее, чем карты Сбербанка.
Зачем нужны поддельные аккаунты
Мошенники мотивируют покупку аккаунтов тем, что тем самым покупается анонимность. Мол, можно ездить без прав и без стажа, нарушать ПДД, сбегать с ДТП без наказания. Может быть и да. Но продавцы не пишут, что грозит покупателю аккаунта, если его как-то поймают за рулем. А это, ни много ни мало, тянет на угон автомобиля — до 5 лет в тюрьме. Некоторые операторы каршеринга также выписывают штраф за пользование чужим аккаунтом.
Продают аккаунты обычно через форумы и группы в социальных сетях. Некоторые такие страницы, группы и пользователей банят, но предложение найти еще можно.
Купленные аккаунты могут быть вполне себе рабочими, с каким-то количеством бонусов на балансе и даже с привязанной картой. Конечно, эта карта виртуальная, но ее можно пополнять и пользоваться. А бонусы, насколько я понял, получаются после применения промокода.
Кстати, покупатели поддельных аккаунтов пишут на форумах, что такие аккаунты живут не дольше месяца-двух. Насколько я понял, служба безопасности как-то находит такие аккаунты и блокирует.
Статистика
По сведениям аналитиков, от 20 до 25% аккаунтов в крупнейших сервисах каршеринга — это фейки. Рынок изобилует предложениями. Яндекс выдает десятки магазинов, которые с радостью предоставят пользователям свободный доступ к аренде автомобилей без раскрытия истинной личности водителя. Поисковик выдает порядка 5-10 страниц с предложениями.
Каждый месяц в одном только Яндексе порядка 1000 человек запрашивают сайты, где можно купить аккаунты каршеринга. И это только по общему запросу, без уточнения названия оператора.
Если верить словам самих продавцов, в неделю удается продать до 10 аккаунтов каршеринга через один магазин. Получается, что услуги продажи липовых профилей пользуются большим спросом, и черные рынки ненастоящих аккаунтов только увеличивают свое предложение.
Как это работает
Существуют три варианта создания липового аккаунта в сервисе каршеринга:
- Взлом чужого профиля. С помощью фишинговых ссылок и вредоносного программного обеспечения, вирусов, злоумышленники взламывают аккаунт простого пользователя. После чего продают его другим за энную сумму денег. Жертвой может стать кто угодно, тем более, что связка смс/пароль позволяет пробовать и подбирать сочетание неопределенное количество раз. Столько, сколько нужно. К счастью, этот метод уходит в прошлое и уже не пользуется таким спросом из-за сложности реализации.
- Аккаунты-самореги с документами на чужое имя. Регистрация аккаунтов происходит автоматически с помощью специальной программы-скрипта. При этом в качестве скана паспорта, личного имени используются фейки, изготовленные в фотошопе или же реальные документы на чужое имя. Получить доступ к ним не трудно, тем более, что многие готовы сливать информацию и личные данные по договорной цене: от работников салонов связи до нечистых на руку банковских служащих. Базы можно найти и на улице, чем активно пользуются злоумышленники.
- Пустые аккаунты-самореги. Самый простой и популярный вариант. Профиль регистрируется автоматически. При этом удается обойти ограничения и не подгружать документы. Аккаунт становится активным и им можно пользоваться. Все данные пользователь вводит сам, в том числе номер карты для оплаты аренды.
Большую часть фальшивых аккаунтов составляют мертвые души. Таких людей не существует. Но благодаря умело созданному ПО аккаунты-самореги продолжают существовать.
Типы продавцов
На рынке действует несколько типов продавцов:
- Откровенные мошенники. Предлагают купить аккаунт на выгодных условиях. Средняя стоимость — 1500-2000 рублей за профиль, что в 3-4 раза ниже рынка. Расчет на то, что пользователь заплатит и не сможет заявить в правоохранительные органы по понятным причинам.
- Обычные продавцы. Люди, которые честно занимаются регистрацией аккаунтов-фейков (если тут вообще можно говорить о честности). Стоимость профиля составляет 6-8 тысяч. Это вполне реальные учетки, которыми можно пользоваться.
- Бывшие или действующие сотрудники каршеринга. Продают собственные аккаунты, которые им больше не нужны или сливают информацию пользователей оператора.
Связываться с ними или нет — вопрос сугубо личный. Прежде чем принять решение, стоит узнать об опасности тенденции и рисках для самого незадачливого водителя, который пользуется чужими данными.
Почему тенденция настолько опасна
Расширение черного рынка не сулит каршерингу ничего хорошего. И вот почему:
- Опасность на дорогах. Как говорит статистика, примерно 40% пользователей, которые ездят под фальшивыми аккаунтами, вообще не имеют прав. Еще порядка 20% — это несовершеннолетние пользователи или люди, которые не имеют стажа вождения и хотят «покататься» без риска получить финансовые проблемы. Чтобы не пришлось оплачивать ремонт и штрафы. Получается, что 60% пользователей — это недобросовестные люди, которым откровенно наплевать на безопасность других: лихачи, неадекватные лица и прочий контингент сомнительного качества.
- Недоверие к каршерингу. Каршеринг появился не так давно. Огромный рынок «левых» профилей не придает этой отрасли солидности. Люди рассматривают каршеринг как сервис аренды для мошенников и лихачей. Это, конечно же, не так. Усугубляет дело вялая реакция операторов, компаний, которые не признают, что проблема действительно есть.
- Снижение прибыльности бизнеса. Авантюристы, которые ни за что не отвечают, не заинтересованы беречь автомобиль. Отсюда аварии, штрафы для оператора как юридического лица и прочие прелести. Если тенденция так и продолжит нарастать, компании и дальше будут разоряться, терять деньги и уходить из бизнеса. В итоге возникает риск для всего каршеринга как отдельной отрасли.
- Ужесточение политики компаний. Поскольку как-то бороться с проблемой надо. Есть вероятность, что на орехи достанется честным пользователям, а не мошенникам. При этом потенциальные клиенты дважды подумают, стоит ли соглашаться на аренду на драконовских условиях. С сумасшедшими штрафами и ограничениями.
- Повышение стоимости каршеринга. Поскольку компании захотят снизить собственные риски, вероятность убытков.
- Сужение парка автомобилей. Опять же, чтобы свести на нет вероятные убытки. Поскольку за ремонт дорогого авто будет платить тот, кто указан как пользователь левого аккаунта. Получается, что никто.
Как каршеринги борятся с продажей аккаунтов
Каршеринги, на фоне таких нарушений, ужесточают требования к регистрации. Теперь понятно, почему при регистрации требуются не только фотографии паспортов и прав, но и селфи с паспортом. У CarSmile при регистрации есть требование сфоткать жест пальцев, который будет указан на экране. Однако, практика показывает, что этого недостаточно. Возможно, мошенники подделывают селфи с паспортом и обходят эту проверку. Ну а само фото или скан паспорта другого человека достать несложно. Это еще одна причина не разбрасываться фотографиями своих документов в сети.
Ходят слухи, что в продаже аккаунтов как-то принимают участие сотрудники каршерингов. Например, кто-то из пользователей решил перестать пользоваться каршерингом и удалил приложение со смартфона. Теоретически, сотрудники могут увидеть, кто давно не пользовался каршерингом и продать этот аккаунт. Не знаю, насколько это реально и будут ли люди подставляться ради нескольких тысяч рублей.
Что грозит пользователю, который использует фейк
Небезопасна езда под чужим профилем и для самих пользователей. Что может произойти с незадачливым водителем:
- На него наложат огромный штраф. Уже сейчас каршеринговые операторы за подобную практику взыскивают с мошенников по нескольку сот тысяч рублей. И это плюсом к блокировке аккаунта без права амнистии. А если все же введут единый черный список неблагонадежных пользователей, возможность арендовать авто закроется в принципе и навсегда.
- Его привлекут по ч.1 ст. 166 УК РФ. Угон. Незаконное владение машиной без цели хищения. А это условная судимость и/или огромный штраф.
- Если водитель катается не один, есть вероятность получить квалифицированный, более тяжелый состав 166-й статьи по части 2. А это уже реальный срок до 7-и лет лишения свободы.
- Существует риск получить еще и 327 статью УК РФ. Подделку документов и пользование липовыми данными. 2-3 года лишения свободы или другие санкции.
И случаи привлечения любителей покататься «без риска» к уголовной ответственности уже есть. Постепенно судебная практика формируется. И будет она явно не в пользу нечестного водителя.
Пользоваться фейковыми аккаунтами мы не рекомендуем. Это опасно и для самого человека, и для оператора.