Суд с каршерингом в Санкт-Петербурге, причины и решение споров

Суд с каршерингом в СПб Общая информация

Каршеринг – это краткосрочная аренда автомобиля, которая появилась в городах нашей страны относительно недавно, но уже получила большую популярность. Каршеринг позволяет людям, у которых нет своего авто под рукой, совершать комфортные поездки за рулем. Все операции проводятся через мобильное приложение – в наших реалиях это очень удобно. Каршеринг обходится дешевле классического проката и обычного такси.

Но далеко не все может идти гладко, возникают споры, которые решают в судебном порядке. Рассмотрим более подробно суд с каршерингом, какие могут быть причины споров и как их решать.

Житейская практика порождает судебную

Стремительное развитие каршеринга привело к появлению судебных разбирательств, с ним связанных, в которых в роли истцов чаще выступают не компании, оказывающие услугу, а их клиенты. «Молодость» сервиса часто приводит к «непоняткам» и спорам на правовом поле, к тому же пока не существует единого правового акта, регулирующего вопросы, связанные с сервисом.

Потенциальным клиентам перед подписанием договора с каршеринговой компанией предлагается внимательно прочесть этот документ, а также правила пользования. В них оговаривается, за что предусматриваются штрафы, указана их сумма. Но человек, не имеющий юридического образования, вряд ли будет внимательно читать (те же «грабли», что и при подписании кредитного договора).

Каршеринг Делимобиль

В итоге клиент не знает, к примеру, что курить в салоне арендованного автомобиля нельзя: дескать, в своем я всегда курю, это не общественный транспорт. В итоге он «попадает» на приличный штраф: незнание законов не освобождает от ответственности.

Сумма может быть такой непомерно большой, что арендатор подает в суд на каршеринг, опираясь на гражданское законодательство и закон «О защите прав потребителей».

Напоминаем: оператор автоматически списывает штраф с банковской карты клиента, прикрепленной к аккаунту. Если средств на ней не хватает, то за каждый день просрочки насчитывается пеня. Эти условия указаны в договоре. Подписав документ, арендатор сам дает разрешение на такие действия.

Каршеринговая компания обращается в суд, если клиент не желает платить, к примеру, за порчу машины. Как правило, у каждой в штате есть свой грамотный юрист, благодаря которому решение обычно выносится в пользу арендодателя. Если же дело проиграно, то большого ущерба оператор не понесет.

Основные причины споров с каршерингом

Ниже описаны типичные причины для спора с каршеринговой компанией:

  • Взыскание по факту ДТП;
  • Взыскание денежных средств за повреждения, которые были причинены другими водителями;
  • Курение в салоне, прожженные сидения, испорченная обивка салона;
  • Пропажа вещей из автомобиля каршеринга;
  • Незаконное списание с Вашей карты средств за время, в которое Вы не использовали каршеринговый автомобиль;
  • Оставление автомобиля на закрытых площадках;
  • Вас обязывают оплатить штрафы по нарушениям, которых Вы не совершали;
  • Оставление автомобиля на общей парковке аэропорта;
  • Оставление каршерингового авто на закрытой парковке торгового центра вне установленного места для парковки конкретной каршеринговой службы;
  • Оставление каршеринговой машины на парковке ж/д вокзала вне отведенного для этих автомобилей мест;
  • Дрифт на автомобиле, резкие перестроения и неаккуратное вождение ТС;
  • Передача автомобиля третьим лицам, в том числе в Вашем присутствии – передача управления каршеринговым автомобилем родственникам, друзьям и иным лицам;
  • Другие случаи досудебной и судебной попытки взыскания с Вас средств по факту использования или не использования каршерингового автомобиля.

Деньги и ключи от машины

Судя по статистике, каршеринговые компании не такие уж «белые и пушистые» и довольно часто пытаются обогатиться за счет своих клиентов. Но и их клиенты отвечают им тем же – часто водят каршеринговый автомобиль в состоянии алкогольного опьянения, попадают в аварии и думают, что им за это ничего не будет.

Решение вопроса в досудебном порядке

Сразу отметим, что суд с каршерингом обычно является длительным и затратным мероприятием, при котором оплачивается работа, как государственных органов, так и автоюриста по каршерингу. Если клиент не реагирует на требования оператора, фирма может сама подать в суд или отдать дело коллекторам.

Рекомендуется попытаться решить все в досудебном порядке, в переписке. Но для ее ведения необходимо обратиться к квалифицированному юристу. Стоит попытаться разойтись миром или хотя бы снизить сумму претензий со стороны компании. После достижения компромисса не лишним будет оформить его документально.

Судебная тяжба

В нее придется включаться, когда решить все миром не удалось. Как правило, в суд на каршеринг пользователи подают по следующим причинам:

  1. Чрезмерная неустойка, которая никак не соответствует ущербу.
  2. Требования оплатить «чужие» дефекты. То есть пользователь взял уже поврежденную машину, а с него требуют оплатить ремонт этих самых повреждений и так далее.

Таких ситуаций более чем достаточно, причем в них часто право на стороне пользователей, а потому клиенты наверняка выиграют тяжбу. Оператор списывает деньги с карт людей, так как они сами согласились на это, подписывая договор и привязывая банковскую карту к аккаунту.

Однако мало кто решается идти в суд и отстаивать там свою правоту. Большая часть пострадавших либо не знает, что делать, либо не хочет ввязываться в это. В результате на сайтах и форумах появляются негативные отзывы, однако компаниям на них все равно.

Каршеринг Яндекс Драйв

Особняком стоят дела по обвинению клиента в дрифте (он запрещен правилами). Тут все довольно неоднозначно. Податель иска под этим понимает множественное превышение машиной установленных углов поворота за короткий промежуток времени. Но, в то же время, дрифтом можно назвать занос на скользкой дороге и стремление водителя вернуть контроль над автомобилем.

Если арендатор объяснит необходимость такого маневра (уход от аварии, столкновения) или обратит внимание судьи на отсутствие расшифровки термина (обычно так и есть), то заседание закончится в его пользу. Суд встанет на сторону клиента, как более слабого с экономической точки зрения.

Если этого не произойдет, то дрифт посчитают нарушением одного из условий договора и штраф за него придется заплатить, причем немаленький.

Что говорит закон

Рассмотрим положения Гражданского кодекса РФ.

  • Согласно статье 421, условия договора определяется сторонами, его подписывающими. Ответственность, предусмотренная условиями этого документа, обязательна для исполнения.
  • Статья 1064 данного законодательного акта гласит: вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению тем, кто его причинил.
  • В статье 15 указаны правила, согласно которым формируется размер ущерба.

Если договором не предусмотрено возмещение в меньшем размере, то пострадавшее лицо вправе требовать полной компенсации убытков.

Машины на парковке

Убыток – это расходы, которые потерпевший несет для восстановления имущества + недополученный из-за его повреждения доход. То есть, возместить придется и ремонт автомобиля, и его простой.

Государственная дума в настоящий момент разрабатывает законопроект, цель которого – сделать работу каршеринга более четкой, урегулировать ее, ужесточить правила. В частности, такая инициатива возникла из-за участившихся аварий, виновниками которых был транспорт именно краткосрочной аренды. В проекте будут учтены мнения и предложения операторов, экспертов, законодателей.

Может ли каршеринговая компания проиграть в суде

Да, могут. Проигрывают и проигрывают часто. Поэтому предпочитают всеми силами урегулировать спор в досудебном порядке, особенно, если чувствуют, что гражданин или юридически подкован или пользуется юридической помощью.

Зачем в таком случае каршеринговые компании подают досудебные претензии и подают в суд если знают, что могут проиграть?

  1. Большинство пользователей платит штраф в полном размере, частично или получает рассрочку на его уплату. Это главный аргумент! Кто-то отказался, а кто-то заплатил.
  2. Каршеринговая компания, подавая в суд на арендатора автомобиля ничего не теряет. Штатные юристы и так получают зарплату, а размер государственной пошлины укладывается в несколько тысяч рублей – с учетом того какую сумму удается взыскать это оправданные расходы.

Суд с каршерингом

Никто ведь не говорил о том, что каршеринг обманывает людей, просто каршеринг работает по очень жестким правилам и их можно понять – им нужно не просто сохранить свое имущество, но еще и заработать на этом. Пока же, у многих складывается впечатление, что заработок в минуту по 3-5 или даже 15 рублей это далеко не те суммы которые может заплатить водитель в качестве штрафа каршерингу по решению суда.

Советы и рекомендации

Вот простые рекомендации для потенциальных и реальных пользователей сервиса аренды автомобилей:

  1. До подписания внимательно изучить каждый пункт договора, что именно карается штрафами и их размер.
  2. Обязательно выполнять все условия пользовательского соглашения.
  3. Внимательно осматривать машину и салон перед началом аренды, фотографировать выявленные царапины, порчу и т. д., высылать снимки оператору, информируя о нанесенном предыдущим клиентом ущербе.
  4. После окончания аренды тоже целесообразно сделать такие фото – они будут свидетельствовать, что машина ставилась на стоянку в нормальном состоянии.
  5. Соблюдать ПДД.
  6. Аккуратно относится к арендованному транспортному средству, не лихачить, не оставлять мусор в салоне.
  7. Не привязывать к аккаунту банковскую карту, на которой обычно большая сумма.
  8. Выбирать тарифы с полной страховкой.
  9. По окончании аренды нажать соответствующую кнопку и убедиться, что оператор принял эту опцию.

Тем, кто будет неукоснительно следовать этим советам, удастся миновать все «подводные камни» и остаться в хороших отношениях с каршерингом, с удовольствием пользуясь этой удобной услугой.

Оцените статью
Питерский каршеринг
Добавить комментарий